Когда Беркана уехала, а сидр остался, Птаха со словами "Я знаю, подо что мы будем пить" прислала мне ссылку на Союз Спасения. И мы наконец-то это посмотрели.
Нет, не ужас-ужас, если не возлагать больших надежд и не придираться к форме пуговиц, благо реконструкцию нам никто не обещал, - вполне можно смотреть. Но именно смотреть, а не принимать на веру.
Впечатления и никакие уже не спойлеры, очень много буковСмотрел я в первую очередь ради картинки, но она, признаться, прихрамывает. Множество необоснованных крупных планов (и больше одного раза - на гульфик барабанщика, зачем?!..), странноватые цветовые фильтры - то всё синее, то выкручены до максимума золотые оттенки, а золота во многих дворцовых сценах хватает. И, раз уж говорить о пуговицах, - мундирчики так себе сидят, как по общей мерке шили. В массовых сценах "изнутри" - бестолковое метание камеры, а все удачные виды мы где-то уже видели. Также очень заметно, что материала наснимали на сериал, а потом безбожно резали: ощущение клиповости, трейлера к чему-то большему не отпускает. А будет ли сериал - не ясно.
Восприятию сюжета очень помогает не мною изобретённый приём: смотреть на происходящее как на ролевую игру. Нам не показывают никаких мотиваций будущих декабристов, их знакомства и взаимоотношений, не говоря уж о расхождениях во взглядах, - просто на дружеской пьянке рождается идеяпоиграть в переворот замутить тайное общество. Пестель бьёт посуду и берёт на себя роль главного свино#ба полигона с тяжёлым взглядом, в его фантазиях в Лещинском лагере в белом газебо происходят эффектные кулуарки. Именно он оказывается главным двигателем южного прогресса, продолжая бегать и смеяться между локациями, даже когда должен бы быть уже арестован, - а вовсе не Мишель и Серж.
Первый слит в нечто упаднически робероподобное - вечно пьяное и с усиками, не хватает лишь седых височков и крысы за пазухой. Второй вообще заехал играть в личку с прекрасной амазонкой (единственная персонажка - и та вымышленная, рассекающая по полям аки адъютант и не имеющая никакой сюжетной нагрузки). Рылеев - типикал мискаст: приторно-сахарный, восторженный, переигрывающий. Трубецкого назначили капитанить, хотя ему хочется играть в обвм. Почти всегда, когда мы его видим, у него глаза закрыты и вид человека, которого все смертельно достали со своей движухой, не дают пострадать на бревне, и когда же всё это кончится.
Император Александр - игрок, который читал книжку и решил побыть умнее персонажа. "Константин отречётся", - заявляет он, забыв спросить об этом Константина (раз его всё равно нет на полигоне). "Продолжи то, что я начал", - говорит он Николаю (погоди, а что ты начал-то?..). Николай играет секс-символ полигона и одновременно белый паладильник: изъясняется с придыханием в паузах и всё время смотрит себе в шапку (неудобно, наверное, когда глаза закатил - да так на всё экранное время и не откатил обратно). И в целом держится так, как порой держится единственный тругендер на игре - как будто делает всем огромное одолжение самим фактом своего присутствия.
Наиболее симпатичным персонажем авторы фильма вывели Милорадовича (с историческим прототипом имеющего мало общего): верный служака и отец солдатам, он пытается примирить обе стороны, и убивают его, разумеется, в спину (следующий за ним переговорщик - Бенкендорф, что ли?.. - благоразумно успевает ускакать, и пуля промеж лопаток его не догоняет). В "отцы" метит и Гебель, прикрывающий заговорщиков - что исторической действительности опять же не соответствует, но надо же показать, какие неблагодарные сволочи его после этого тыкали в спину штыками (окей, ранение Гебеля было бессмысленным и беспощадным, но зачем усугублять?.. Арестовывал-то Гебель, а не наоборот).
И туда-сюда мотыляется неопознанный сенатор (к нему обращаются "граф" и по имени-отчеству, которое я не запомнил) и резонёрствует: то является аки Мефистофель больному Рылееву и побуждает его к действию, отчего как будто бы должно возникнуть мнение, что заговорщики были марионетками "злых бояр" против "доброго государя", то вдруг уговаривает торчащего на Дворцовой Трубецкого попуститься и увести людей с площади (последовательность?.. - не слышали), то просит Николая не стрелять.
Сенатской явно польстили: ну не так она велика и обширна, чтобы устроить там такое эпичное конное сражение, - но красиво, что и говорить. А, пожалуй, лучший момент фильма - момент с картечью. Очень хорошо показаны эта беспомощная оторопь и последующий безнадёжный рывок на лёд Невы. Пепел аналогичного момента на игре бьётся в моё сердце.
Что ещё добавить? Причудливый саундтрек, скудный антураж (местами на стенах так густо картин, что музейность очевидна, а вместо городов - пара мазанок; и в целом нам как будто пытаются показать, что Украина - такое нецивилизованное захолустье, куда на службу только ссылают). Народ безмолвствует - то есть нам не покажут, что солдаты вообще-то мотивированно на площадь шли, а не как подневольное пушечное мясо на убой. Посреди современного языка (хотя бы без заметных анахронизмов) торчит регулярно употребляемая "виктория" - видимо, слова "победа" декабристы не заслужили. И Николай, и неведомый сенатор почему-то уверены, что декабристы будут убивать жену и детей императора (что бредово примерно так же, как "спасём наших детей от геев", но зрители поверят). Больше одного раза - в том числе из уст Сержа - пугают ежа тем, что "начнётся война" ("Вот засечная черта"...), хотя по факту она уже идёт и военным людям с этим норм. В общем, всем желаю идеологического фильтра.
Но самое странное, что в фильме есть, - это непонятные односторонние пейринги обоих Сергеев с Николаем. Раз: Трубецкой, торчащий на Дворцовой, куда к нему бегает нежно верящий в него Рылеев, то и дело мстительно изрекает, что вот теперь-то он заставит Николая с ним поговорить - но с какой стати Николаю, находящемуся на Сенатской, идти к какому-то Трубецкому на Дворцовую?.. Всё становится понятней(нет), когда на допросе Трубецкой заявляет: если бы я повёл людей на дворец, мы бы сейчас не говорили. То есть... погодите... Трубецкой затеял всю эту волынку с целью арестоваться? А сократить цепочку - никак?.. Нам скармливают логичную на первый взгляд идею, что это так не работает - нельзя заставить кого-то с тобой говорить, угрожая оружием. Вот только в реальности причина и следствие прямо противоположны: не власть не готова говорить с людьми, потому что люди вышли на площадь, а люди выходят на площадь, потому что власть не готова их слушать и они осознают бесполезность этого диалога.
Два: фильм начинается с того, что Серж несётся, аки волк с яйцами, с ящиком шампанского - и с непонятными надеждами. Николай его игнорирует. А заканчивается фильм альтернативной версией событий, в которой оное шампанское все пьют. Что как бы намекает, что если бы Серж на императора не обиделся - ничего бы не было, а был бы мир и магия дружбы. Далее титры: Николай-де настолько хорош, что кроме декабристов никого больше не казнил (враньё), а его сын отменил крепостное право (почему он сам этого не сделал - стыдливо умалчивается). Ни слова, ни намёка о каторге... но да, конечно - кроме тех, кого повесили, и Трубецкого, который "не хотел крови", декабристов не было. Просто компания друзей же, а не значимое общественное явление.
А главное - теперь есть фандом, и он сам разберётся, как всё было на самом деле, - вернее, уже успешно разбирается. Именно поэтому я выход фильма и приветствовал. А то обидно было, что за бугром есть Мизерабли, а у нас своих героев нету. И то, что фильм снят с посылом "не раскачивайте лодку", этим героям ничуть не помешает.
Нет, не ужас-ужас, если не возлагать больших надежд и не придираться к форме пуговиц, благо реконструкцию нам никто не обещал, - вполне можно смотреть. Но именно смотреть, а не принимать на веру.
Впечатления и никакие уже не спойлеры, очень много буковСмотрел я в первую очередь ради картинки, но она, признаться, прихрамывает. Множество необоснованных крупных планов (и больше одного раза - на гульфик барабанщика, зачем?!..), странноватые цветовые фильтры - то всё синее, то выкручены до максимума золотые оттенки, а золота во многих дворцовых сценах хватает. И, раз уж говорить о пуговицах, - мундирчики так себе сидят, как по общей мерке шили. В массовых сценах "изнутри" - бестолковое метание камеры, а все удачные виды мы где-то уже видели. Также очень заметно, что материала наснимали на сериал, а потом безбожно резали: ощущение клиповости, трейлера к чему-то большему не отпускает. А будет ли сериал - не ясно.
Восприятию сюжета очень помогает не мною изобретённый приём: смотреть на происходящее как на ролевую игру. Нам не показывают никаких мотиваций будущих декабристов, их знакомства и взаимоотношений, не говоря уж о расхождениях во взглядах, - просто на дружеской пьянке рождается идея
Первый слит в нечто упаднически робероподобное - вечно пьяное и с усиками, не хватает лишь седых височков и крысы за пазухой. Второй вообще заехал играть в личку с прекрасной амазонкой (единственная персонажка - и та вымышленная, рассекающая по полям аки адъютант и не имеющая никакой сюжетной нагрузки). Рылеев - типикал мискаст: приторно-сахарный, восторженный, переигрывающий. Трубецкого назначили капитанить, хотя ему хочется играть в обвм. Почти всегда, когда мы его видим, у него глаза закрыты и вид человека, которого все смертельно достали со своей движухой, не дают пострадать на бревне, и когда же всё это кончится.
Император Александр - игрок, который читал книжку и решил побыть умнее персонажа. "Константин отречётся", - заявляет он, забыв спросить об этом Константина (раз его всё равно нет на полигоне). "Продолжи то, что я начал", - говорит он Николаю (погоди, а что ты начал-то?..). Николай играет секс-символ полигона и одновременно белый паладильник: изъясняется с придыханием в паузах и всё время смотрит себе в шапку (неудобно, наверное, когда глаза закатил - да так на всё экранное время и не откатил обратно). И в целом держится так, как порой держится единственный тругендер на игре - как будто делает всем огромное одолжение самим фактом своего присутствия.
Наиболее симпатичным персонажем авторы фильма вывели Милорадовича (с историческим прототипом имеющего мало общего): верный служака и отец солдатам, он пытается примирить обе стороны, и убивают его, разумеется, в спину (следующий за ним переговорщик - Бенкендорф, что ли?.. - благоразумно успевает ускакать, и пуля промеж лопаток его не догоняет). В "отцы" метит и Гебель, прикрывающий заговорщиков - что исторической действительности опять же не соответствует, но надо же показать, какие неблагодарные сволочи его после этого тыкали в спину штыками (окей, ранение Гебеля было бессмысленным и беспощадным, но зачем усугублять?.. Арестовывал-то Гебель, а не наоборот).
И туда-сюда мотыляется неопознанный сенатор (к нему обращаются "граф" и по имени-отчеству, которое я не запомнил) и резонёрствует: то является аки Мефистофель больному Рылееву и побуждает его к действию, отчего как будто бы должно возникнуть мнение, что заговорщики были марионетками "злых бояр" против "доброго государя", то вдруг уговаривает торчащего на Дворцовой Трубецкого попуститься и увести людей с площади (последовательность?.. - не слышали), то просит Николая не стрелять.
Сенатской явно польстили: ну не так она велика и обширна, чтобы устроить там такое эпичное конное сражение, - но красиво, что и говорить. А, пожалуй, лучший момент фильма - момент с картечью. Очень хорошо показаны эта беспомощная оторопь и последующий безнадёжный рывок на лёд Невы. Пепел аналогичного момента на игре бьётся в моё сердце.
Что ещё добавить? Причудливый саундтрек, скудный антураж (местами на стенах так густо картин, что музейность очевидна, а вместо городов - пара мазанок; и в целом нам как будто пытаются показать, что Украина - такое нецивилизованное захолустье, куда на службу только ссылают). Народ безмолвствует - то есть нам не покажут, что солдаты вообще-то мотивированно на площадь шли, а не как подневольное пушечное мясо на убой. Посреди современного языка (хотя бы без заметных анахронизмов) торчит регулярно употребляемая "виктория" - видимо, слова "победа" декабристы не заслужили. И Николай, и неведомый сенатор почему-то уверены, что декабристы будут убивать жену и детей императора (что бредово примерно так же, как "спасём наших детей от геев", но зрители поверят). Больше одного раза - в том числе из уст Сержа - пугают ежа тем, что "начнётся война" ("Вот засечная черта"...), хотя по факту она уже идёт и военным людям с этим норм. В общем, всем желаю идеологического фильтра.
Но самое странное, что в фильме есть, - это непонятные односторонние пейринги обоих Сергеев с Николаем. Раз: Трубецкой, торчащий на Дворцовой, куда к нему бегает нежно верящий в него Рылеев, то и дело мстительно изрекает, что вот теперь-то он заставит Николая с ним поговорить - но с какой стати Николаю, находящемуся на Сенатской, идти к какому-то Трубецкому на Дворцовую?.. Всё становится понятней(нет), когда на допросе Трубецкой заявляет: если бы я повёл людей на дворец, мы бы сейчас не говорили. То есть... погодите... Трубецкой затеял всю эту волынку с целью арестоваться? А сократить цепочку - никак?.. Нам скармливают логичную на первый взгляд идею, что это так не работает - нельзя заставить кого-то с тобой говорить, угрожая оружием. Вот только в реальности причина и следствие прямо противоположны: не власть не готова говорить с людьми, потому что люди вышли на площадь, а люди выходят на площадь, потому что власть не готова их слушать и они осознают бесполезность этого диалога.
Два: фильм начинается с того, что Серж несётся, аки волк с яйцами, с ящиком шампанского - и с непонятными надеждами. Николай его игнорирует. А заканчивается фильм альтернативной версией событий, в которой оное шампанское все пьют. Что как бы намекает, что если бы Серж на императора не обиделся - ничего бы не было, а был бы мир и магия дружбы. Далее титры: Николай-де настолько хорош, что кроме декабристов никого больше не казнил (враньё), а его сын отменил крепостное право (почему он сам этого не сделал - стыдливо умалчивается). Ни слова, ни намёка о каторге... но да, конечно - кроме тех, кого повесили, и Трубецкого, который "не хотел крови", декабристов не было. Просто компания друзей же, а не значимое общественное явление.
А главное - теперь есть фандом, и он сам разберётся, как всё было на самом деле, - вернее, уже успешно разбирается. Именно поэтому я выход фильма и приветствовал. А то обидно было, что за бугром есть Мизерабли, а у нас своих героев нету. И то, что фильм снят с посылом "не раскачивайте лодку", этим героям ничуть не помешает.