По нынешним погодам, когда сдача работы сопровождалась постоянной головной болью (вчера было в буквальном смысле больно двигать глазами), я открыл в себе неприятную способность спать до трёх дня.
Про сон и сны, приятные и не оченьДа, ложусь под утро, но обычно мне всё-таки хватает пяти-восьми часов, а не десяти. А теперь просыпаюсь, из-за пасмурной погоды снаружи - в комнате полумрак, и мне кажется, что ещё раннее утро и можно ещё полежать... тем паче что снится муть и я каждый раз надеюсь, что если подумаю о чём-нибудь хорошем, это перебьёт послевкусие, - и задрёмываю заново.
Славное снилось только в воскресенье, после того, как я думал об отношении Диориля к золотому. Сначала это был утомительный сон про попытки улизнуть от матушки в паб, а потом я просто шёл по улице и увидел во дворе золотой джип. Да, это звучит как китч, примерно как "золотой унитаз", - но на деле было красивым: и джип был ретро, и золотой цвет был не сияющий металлик, а матово мерцающим. И я так впечатлился, что позвонил хозяйке джипа (видимо, на заднем стекле была записка в духе "позвоните, если я перекрываю выезд") и сказал, что у меня нет никаких претензий, просто машина офигенная. А та взяла да ответила: "Я подойду через двадцать минут, сможете подождать?". И что оставалось делать? - пришлось ждать, присев на бордюр. Женщина (лет 50+) действительно подошла и зачем-то повела меня в свою квартиру, на ходу что-то спрашивая об автомобилях, а когда я не смог ответить - удивилась, поскольку думала, что я знаю всех местных автодилеров.
Последующие сны были как на подбор. Например, как матушка меня спрашивала, удалось ли бабушке до меня дозвониться, а я думал, как бы так вежливо сказать, что бабушка давно умерла. А минувшую ночь я и вовсе провёл во сне в очереди в клинике (пересмотрел Хауса, не иначе), причём ждал свою собственную операцию. Ждал долго, отлучался, возвращался и, видимо, так и не дождался, поскольку перед пробуждением говорил кому-то "Может, будем считать, что она была?".Доехал сегодня к Аркадию, снова морально разложиться по креслу с чаем и нетбуком. Поскольку я внезапно вписался в завтрашнюю игру - Йаххи присылала мне вгрузы; Аркадий рисовал, попутно я познакомил его с Man's Tears (никто не увернётся от этой всратой группы вокруг меня)) и утащил немного чёрных листочков, по которым можно писать или рисовать радужным (соскребая верхний чёрный слой). Очень фейская штука, но пока вообще не представляю, как её применять.
А потом Аркадий показал мне фильм Stage Beauty, почему-то переведённый в наших степях как Красота по-английски. И это замечательный фильм.
Впечатления и спойлерыКонечно, он не претендует на историческую достоверность, и это плюс: реальные лица выведены живыми и узнаваемыми засчёт их образов в культуре. В результате, как и любимый мною сериал "Уилл", фильм передаёт прежде всего главное - атмосферу и стиль эпохи театральных перемен. Да, на самом деле король Чарльз не запрещал мужчинам играть женщин с такой уж строгостью, он всего лишь разрешил женщинам играть на сцене, - но мужчины-зрители желали видеть на сцене женщин, и театры быстро подстроились под публику.
Я люблю фильмы о театральной условности, но здесь мы имеем нечто более занятное: фильм о том, насколько театру чужды гендерные установки. Что ж, я давно хотел поговорить о навязывании гендерных ролей, - и вот он повод. Традиционная культура утверждала, что если ты мужчина, ты должен исполнять "мужскую" роль, а если ты женщина - то "женскую". Современная культура утверждает, что если ты соответствуешь "мужской" модели поведения - то ты скорее мужчина, а если "женской" - то скорее женщина, и порождает бесконечный спектр промежуточных вариантов, только усугубляя стереотипы, на сей раз от противного: теперь "я не хочу быть женщиной" означает "я не хочу исполнять традиционную женскую роль". Когда женщины боролись за возможность надеть костюм и сесть за руль, газеты писали про "третий пол" в качестве оскорбления, - и, конечно, эти женщины не могли предугадать, что пару веков спустя женщина, предпочитающая костюм платью, назовёт себя "третьим полом" самостоятельно. О чём напоминают такие вещи, как Stage Beauty? - о том, что если ты можешь быть слабым - ты всё ещё мужчина, а если можешь быть сильной - ты всё ещё женщина. Если тебе нравятся мужчины - ты всё ещё мужчина, а если тебе нравятся женщины - ты всё ещё женщина. Ты всё ещё женщина, если не хочешь быть "милой", в платье, накрашенной, цветов и детей, - и всё ещё мужчина, если всего этого хочешь. "Если я ношу это платье, значит, это мужское платье"(с). Ты можешь исполнять любую роль вне зависимости от пола - потому что на самом деле в мире нет ничего "только мужского" или "только женского", кроме физиологии.
Итак, вернёмся к нашим героям. Неда с детства воспитывали для "женской роли": он живёт с уверенностью, что всё женское прекрасно, а всё мужское - уродливо. Он играет стереотип о "женственности" на сцене и в жизни - вплоть до того, что выступает "женщиной" в сексе (и в этом нет ни капельки гомосексуальности, причём у обоих участников процесса). Но вот его место занимает Маргарет - и... думаете, ей достаточно просто быть собой, чтобы "сыграть женщину"? - Нет, она копирует Неда, механически воспроизводя ту "женственность", которая имеет к ней столь же мало отношения, как и к нему самому. Но они оба чувствуют фальшь. "Женщина не умирала бы красиво, она бы боролась", - говорит Маргарет, которая привыкла добиваться своего и спасла Неда из беды аки рыцарь. И играет Дездемону сильной женщиной - способной сопротивляться. А Нед играет Отелло - не "уродливым" мужчиной, грубым и бесстрастным, а человеком, способным плакать, способным к нежности, способным упасть на колени в тёмном углу сцены. Разумеется, нам показывают более современный в плане актёрского реализма театр, нежели тот, что был при Чарльзе. Но всё же - не настолько современный, как тот, что утверждает, что женщина не сможет сыграть мужскую роль, не научившись "мужественности" на специальных курсах.
Это могло бы быть плоской историей о том, как женщина "сыграла женщину", а мужчина "сыграл мужчину" - и в сексе, и на сцене, - и всё у них сразу пошло как по маслу, но... - Снова нет. Это история о том, как два человека освободились от искусственных ограничений стереотипов и открыли для себя то, что могут играть любые роли. И театральная условность - а говоря шире, условность игровой культуры как таковая - издревле представляла людям возможность менять роли, не подгоняя под них себя, как того требовало бы общество. Роль - для актёра, а не актёр - для роли. Сможет ли общество однажды отказаться от необходимости выбрать из коробки постоянную маску с ярлычком?.. Сложно сказать: ведь я прекрасно понимаю, что выбор не подходить к коробке - тоже само по себе ярлычок.
В общем, театроед удовлетворён. Будем продолжать!

И скриншот, потому что все театры - один театр и Катастрофа найдёт нас везде (фильм был поставлен на паузу в случайный момент):
Продолжая хрустеть об чтиво, тихо сам с собою (here be spoilers)Неизбежно прихожу к вопросу, почему - если случайности неслучайны - эта книжка пришла ко мне в руки и о чём она хочет мне рассказать. Едва ли о том, что любой п#@ц может стать сюжетом для хорошей истории, если сервировать в красивой обёртке.
Джерон, ты бы определился... Ты любишь Мин как синицу клинок в руке, ты любишь принцессу Рианну как недосягаемую мечту, и они тоже тебя любят. И обе - несовершеннолетние (да, физический возраст живого артефакта может исчисляться столетиями, но при малом сроке существования в человеческом обличье среди людей - имеем уровень социализации ребёнка), и обе - предназначены друг другу, но это уже другая сказка. А эта сказка - в отрыве от всех магических наслоений - чертовски реалистична. "Если у тебя нет личной жизни, то у кого-то их две". И за что вот это всё на одну длинноухую голову: когда из множества тех, кто его любит, ты - последний, на кого он посмотрит? Когда всё, что ты играешь и поёшь, - только для него, и ты продолжаешь играть, пока он перешёптывается с принцессой, а потом удаляется с ней, - продолжаешь, сколько хватит сил, а сил хватает ненадолго? "Господин эльф немного устал и должен отдохнуть". Да, это тоже слишком реалистично, именно так и называют это состояние, когда богатая внутренняя война становится невыносимой: устал и должен отдохнуть. И пусть "удалиться с принцессой" означает всего лишь невинную возню с ребёнком (на фоне Геншина я не упрекну Иванову в эротизации детства): реальность, данная нам в ощущениях, также подтверждает, что ребячливость обладает притягательностью. Никогда этого не пойму, но не могу не замечать, как детская несдержанность и открытость в проявлении чувств ценится за искренность и естественность (и никогда не был таким даже в детстве). Завидую? - Да, но лишь отчасти. В конце концов, Мэй тоже наделён ребячливостью, но... ему не светит быть столь же нужным, как нужны Джерону обе девчонки. Напротив, он и его чувства - обуза, как становятся обузой любые неразделённые чувства: вот оборотная сторона открытости - порой лучше держать их при себе. Может, именно такова мораль сей басни: "ты неудачник не потому, что не обладаешь теми или иными качествами, а просто потому, что неудачник, хотя это тяжелее принять"?.. Спасибо, басня. Действительно тяжелее.
И мне сложно поверить, что Мэй реально получает удовольствие от своей эмпатической связи, когда чувствует то, что чувствует Джерон. По всем законам физики - не греет отражённый свет, и когда не тебе достаётся тепло - тебе всё равно должно быть холодно. То есть, возможно, это сможет превратиться в моё любимое "вы любите друг друга, а я люблю вас"(с), но пока не превращается, слишком явственен выбор в пользу одного. И... вот кем надо быть, чтобы совершенно по-детски ревновать - и в то же время говорить "Ты её любишь" с такой радостью узнавания? Эльфом, очевидно. Гвозди бы делать, ей-боги, гвозди.Удачного нам завтра... ФГОС

@темы:
moments of life,
третья сторона зеркала,
friendship is magic,
all the world's a stage,
moments of dream,
кина не будет, електричество кончилось,
внимание, пандемическая тревога,
чукча читатель
Ну и A man isn't how he walks or how he speaks. It's what he does.
Да) это было несколько внезапным развитием событий - почти за полтора века до мейнингенцев-то - но вполне логичным и красивым внутри фильмовой логики.
человек постепенно понимает, кто он такой на самом деле
И это в определённой степени тоже, и ведь одно другому не противоречит. выкапываешься из-под стереотипов - и больше никакое "можно так и эдак и никак иначе" не сдерживает, не выбирают за тебя, а выбираешь сам. и уже сам - от себя настоящего - можешь что-то вложить в тот или иной образ. И, конечно, "я тебя убил, просто ты не умерла" - неспроста, да. это вполне себе и история про инициацию.